Исследуя «ДНК» профессионала творческой профессии, INTERIOR побеседовал с ведущим архитектором бюро «Mark Arhitekti» Алексеем Бирюковым, который также является приглашенным лектором в Латвийской Академии художеств на факультете функционального дизайна. Мы прошлись по дантевской радиальной структуре, описав три тематических «круга»: архитектурное образование, теория архитектуры и практическая сторона профессии.
НАЧАЛО
Как вы выбирали учебное заведение и что повлияло на ваш выбор?
Я поступал в 1995 году, и на тот момент в Риге выбор технических вузов был не столь обширным. Архитектурный факультет Рижского Технического университета был единственным вариантом. Уже позже, когда я закончил учебу, была возможность уехать продолжать обучение в Голландии. Но в то время в Латвии как раз случился строительный бум, и я решил заняться наращиванием практического опыта. О чем не жалею.
Архитектор – это профессия регламентированная. Чтобы начать что-либо самостоятельно проектировать, у тебя должны быть как минимум диплом вуза и лицензия. Простых курсов и самообразования недостаточно. Как и таланта. Это закреплено законодательно.
Как вы оцениваете архитектурное образование за границей?
Заграничное образование отличается от латвийского, где стремятся дать общую базу, своей направленностью. Например, в Дании существуют параллельно художественное, техническое направления и менеджмент проектами. Там намного четче и глубже подготавливают специалистов под конкретное звено рабочего процесса. И это, на мой взгляд, неплохо. По крайней мере мы в последнее время стараемся подбирать команду нашего бюро именно по такому принципу – архитекторов узкой специализации. Получается некий творческий конвейер, когда изначальная идея поэтапно передается на разные производственные ступеньки и тщательно прорабатывается отдельными людьми.

ТЕОРИЯ
Что такое архитектура и каким целям она служит?
Архитектура – это манифестация социокультурных, политико-экономических процессов в обществе, а также технических достижений. Этот факт задает ритм смене стилей и направлений от эпохи к эпохе. В идеале архитектура, базируясь на всем пласте современных достижений, должна делать шаг в будущее, отправляя миру новый месседж, задавая новую философию, образ мышления и существования.
Что такое шедевр и как его построить?
Шедевр – это результат удачного соития множество факторов. Гения, трудолюбия, правильного заказчика и благоприятных условий работы. Также важно, что именно ты строишь. Это должен быть значимый с общественной точки зрения объект, который способен максимально вобрать в себя энергетику времени, людей и событий. И уже совсем банально, шедевр, для того чтобы он дожил и получил свой статус в веках, необходимо строить из прочных материалов.
Если проанализировать историю строительных шедевров, то большая их часть приходится на сооружения культа: церкви, соборы, храмы. Сегодня вектор архитектурных чаяний сместился в сторону общественных, культурных сооружений. Это связано с секуляризацией общества. Яркий тому пример – здание гамбургской филармонии, которая строилась десять лет, с 2007 года, и расходы на которую возросли в десять раз − с порядка 80 до 800 миллионов евро.
Гений работает на вечность, а хороший профессионал − на заказчика. И редкая удача, когда эти прямые пересекаются.
Есть ли здание, которое когда-то перевернуло ваше сознание?
Рим со всей его архитектурой и Пантеон в частности. И тут трудно объяснить почему. И купола приходилось видеть больше, и отверстия шире. В ход идет, наверное, какая-то эзотерика. Или это просто очень хорошо сделано, и ты не понимаешь, как это и почему ты чувствуешь то, что чувствуешь, находясь внутри.
Из более современного – лондонский «огурец» Фостера (небоскреб Мэри-Экс в Лондоне авторства архитектора Нормана Фостера. – Прим. автора). Здесь прекрасно все: начиная со знаковой формы и заканчивая фантастической проработкой деталей.

ПРАКТИКА
Каков, на ваш взгляд, идеальный заказчик?
Архитектор и заказчик в идеале должны совпасть в своем представлении о прекрасном. Не аукцион цен, как часто бывает, а осознанный выбор должен лежать в основе любого проекта. Заказчик должен доверять архитектору, а тот − чувствовать и понимать, с каким клиентом он работает, каковы требования и границы допустимого, в том числе с финансовой точки зрения. Это особенно важно при работе над частными проектами.
Часто молодые архитекторы во избежание конфликтов решают идти на поводу у заказчика, полностью соглашаясь на все его требования, зачастую недальновидные, не согласующиеся с общей концепцией, вступающие с ней в диссонанс. Возможно, все получится, проект будет сдан в эксплуатацию и за него нормально заплатят. Но стоит понимать, что это скользкий, ошибочный путь. Он ведет к стиранию профессиональной личности, ничего не добавляя в копилку проектов «с авторским почерком», по которым тебя в дальнейшем будут искать твои заказчики. Те заказчики, что ценят тебя как автора, а не просто находятся в поиске выгодных расценок.

Какой вы можете в этой связи дать совет молодым специалистам?
На начальном этапе работы с новым клиентом нужно очень хорошо изучить вводные данные, условия, требования, нормативы, пожелания заказчика. А затем проработать эту информацию и сформировать образ, во главу угла ставя принципы гармонии и баланса. И на каждом этапе стараться объяснять, почему так, а не иначе. Но бывает, что и это не срабатывает и понимания между автором и заказчиком не возникает. Значит, это не твой клиент. В этом случае лучше отказаться от работы. В моей практике таких случаев было несколько, и в долгосрочной перспективе это идет только на пользу.
Хороший архитектор всегда видит картину проекта в общем, во всей совокупности его элементов, в их равновесном сочетании.

Архитектура и искусственный интеллект: что вы думаете о возможности замены человека компьютером?
Я думаю, что это вполне реалистичный сценарий развития событий. В первую очередь это касается проектирования сугубо утилитарных построек, каковых большинство. Как говорил один из моих руководителей, только 5% того, что строится, имеет какую-то добавленную стоимость с точки зрения архитектуры. Огромное количество квадратных метров проектируется сугубо функциональными. И к этому нужно быть готовым, приходя в профессию.
Сегодня отовсюду в профессиональной среде можно слышать о BIM, что расшифровывается как информационное моделирование зданий (от английского Building Information Modeling. – Прим. автора). При помощи параметрических программ проектирования в BIM-среде из архитектурных и конструктивных, технологических, экономических и иных параметров создается пространственно-информационная модель, точная виртуальная копия будущего здания. При этом строительный объект рассматривается как единое целое, а потому изменение одного из параметров влечет за собой автоматически сдвиги во всех связанных с ним вещах, что сразу же отображается на чертежах, спецификациях и даже в графике сдачи.

Компьютер легко может считать и анализировать. Но что насчет создания шедевра, работы души, полета фантазии? Может, здесь и кроется незыблемое место человека?
Первый порыв был однозначно согласиться с тем, что здесь и находится тот самый остров спасения человека в бушующем море роботизации. Но вспомнил про Facebook и уже все кажется не столь однозначным. Не так давно были опубликованы исследования относительно того, что активных пользователей, регулярно размещающих посты, алгоритмы этой социальной сети знают куда лучше, чем они себя сами или их ближайшие родственники. FB точно знает ваши предпочтения в моде, еде, может спрогнозировать поведенческие модели и предугадать интересы и желания. С этой точки зрения не так уж сложно сделать здание, которое отвечало бы желаниям, потребностям, а также представлениям о гармонии и красоте определенной аудитории. Но, наверное, это не будет шедевром… хотя как знать?
Современный тренд в архитектуре – это продуманность. Подольше проектировать и быстро технологично строить.
Ваше напутствие молодым архитекторам.
Тщательно выбирать место работы в качестве продолжения образования. Очень важно в самом начале найти своего наставника. А еще выбирать место не с позиции заработка, а потому, что тебе нравится стиль работы, философия, проекты того или иного бюро. Это во многом способствует максимальному раскрытию творческого потенциала.
В качестве же настольной книги я бы рекомендовал «Десять книг об архитектуре» Витрувия. Он впервые в истории сформулировал задачи архитектуры, которые, по сути, не изменились. Архитектура должна быть прочной, полезной и красивой. Понимание и следование этим заветам – ключ к успешной работе.

АВТОР: Беата Эдельштейн